Аграф (фр. agrafe - застежка, крючок)- металлическое украшение в виде заколки для волос, застежки или пряжки для шляп, обуви, нарядов (преимущественно на шейном вырезе). Может быть выполнено из драгоценных металлов, украшено камнями, чеканкой и пр.
На западе аграфы известны с XIII века и применялись для скрепления "шейного отворота женской одежды". В Италии в XVI века были модны аграфы-пряжки для украшения шляп.
В России появились с XVIII века в качестве застежки для парадных одежд.
В начале XIX века "поверх платья надевались легкие, не доходящие до колен прозрачные туники, прикреплявшиеся на плечах аграфами из бриллиантов, камней и золота - на античный манер".
Бандо-драгоценная лента для волос.
Изначально бандо представляло собой обруч, инкрустированный драгоценными камнями, который женщины надевали таким образом, чтобы он покрывал часть лба. Популярность это украшение получило во второй половине XIX века, когда придворные дамы стали отказываться от сравнительно громоздких тиар, а ювелиры предложили взамен облегченный, но все такой же изысканный вариант - ленту с завязывающимися концами на затылке, расшитую самоцветами. Однако в мире драгоценностей это было вовсе не новшество. Подобные изделия были известны и ранее, например, в Алмазном фонде Кремля хранится диадема-бандо 1750 года изготовления. Украшение представляет собой подобие венка из семи соединенных золотых и серебряных ветвей. Россыпь бриллиантов инкрустирована специальной техникой, в которой используется подложка из разноцветной фольги. В многогранном блеске камней отчетливо узнаются бутоны роз, лепестки тюльпанов и желтоватые головки ромашек. Образцы бандо XVIII - XIX века были многоцелевым, так как драгоценная полоска могла разделяться на отдельные части - клипсы, броши, либо использоваться в качестве полноценного украшения для шеи.
Бант-склаваж- тип броши в виде банта с подвеской, прикреплявшейся к ожерелью, кружевной, шелковой ленте или бархотке, плотно облегавшей шею.
В России бант-склаваж был особенно моден в 1760-х. Его носили высоко на шее, иногда одновременно с несколькими длинными нитями жемчуга и в гарнитуре с серьгами или подвесками, в рисунке которых повторялся мотив банта.
Бармы- оплечье в виде небольшой круглой пелерины, которая была принадлежностью княжеского или царского рода. В торжественных случаях мужчины надевали её поверх рубахи. Оплечье, или бармы богато украшали вышивкой, жемчугом и драгоценными каменьями, оно было съёмным и застёгивалось на пуговицы.
Бархотка -черная бархатная лента.
Чтобы привлечь внимание к белизне и красоте своей шеи английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны, ввела моду на широкую черную бархатную ленту. Скрепленная изящной брошью она выгодно подчеркивала красоту шеи императрицы. Бархотка быстро стала любимым аксессуаром придворных аристократок и взлетела на пик моды. На черном фоне к тому же изумительно смотрелись изящные ювелирные подвески и крупные кулоны. Однако появилась бархотка на нежных дамских шейках гораздо раньше – еще в 18 веке во Франции было модным украшать шею ленточкой из бархата, кружев, бисера.
Баядера (фр bayadere - баядерка/танцовщица, / полосатая материя)
украшение, представляющее собой ожерелье из нескольких жемчужных нитей, свитых жгутом. Как правило, нити для баядеры брались различных оттенков, даже контрастных.
Несмотря на то, что и это название пришло к нам из французского языка (bayadera), обозначает оно танцовщицу в индийском храме.
Бомбилатка - украшение на чепце из различных материалов — стекла, стеклянных шариков, цепочек, олова и т п
Браслет - (фр. bracelet) одно из самых древних украшений, которое стал носить человек. Известны пластинчатые браслеты из бивня мамонта эпохи неолита (25 тыс. до н.э.).
Виды и типы браслетов менялись на протяжении веков. Они могут представлять собой разъемные и неразъемные кольца, соединенные подвижные звенья, могут быть символом траура и заменять обручальное кольцо.
В XVIII - XIX веках браслеты изготовлялись из золота и серебра в сочетании с жемчугом, полудрагоценными и драгоценными камнями; поверх перчаток или длинных рукавов вечерних платьев надевали парные браслеты.
В XIX веке носили браслеты с живописными портретами. Изображение иногда закрывалось плоским, шлифованным как стекло алмазом. Он назывался "портретный".В начале XIX века к полупрозрачным бальным платьям надевались ножные браслеты: один на щиколотке, другой - выше колена. С повседневными платьями, наряду с другими украшениями, носили на запястье один-два браслета.
Появились браслеты, броши, серьги, сплетенные из волос любимых или почивших родственников.
«В 1857 году французский ювелир Лемоннье изобрел особую технику плетения. Например, короткая кругленькая косичка, сплетенная из большого числа тонких волосяных прядей, становилась браслетом после того, как ее укрепляли золотыми деталями, а застежку украшали бриллиантами. Сливаясь с настоящим золотом, переливаясь драгоценными камнями, украшение становилось подлинным шедевром ювелирного искусства. Лемоннье создал целую коллекцию таких поделок, она состояла из всевозможных гребней, рукояток кинжалов, искусно оплетенных прядями, флаконов для духов и браслетов».
Брелок -(от фр. breloque) украшение, выполненное в виде подвески на цепочке, браслете, кольце для ключей и др.
История брелоков уходит в глубокую древность, известно, что они были чрезвычайно модны в XVIII веке и вплоть до второй половины XIX века. Денди носили их на цепочках для часов. Каждый уважающий себя денди имел на своей цепочке более десяти брелоков из различных материалов, большей частью из золота. Эти брелоки часто имели причудливую форму и были украшены с большой изысканностью различными материалами: слоновой костью, драгоценными камнями, эмалью. В среде аристократов-денди были разработаны свои правила сочетания брелоков и их ношения. Брелоки у элегантного кавалера чуть позвякивали, привлекая к ним внимание окружающих дам. Но уже в середине 19 века количество брелоков на цепочке уменьшилось до 2—3, и их стали воспринимать больше как сувениры-воспоминания, например, брелок на память от любимой женщины.
Постепенно брелоки как украшения совсем перестали носить.
Брошь - Украшение, прикрепляемое к одежде, как правило, на груди или воротнике, с помощью булавки. Декоративная часть броши может иметь вид букета, сердца и прочего, иногда с различными подвесками.
В России броши вошли в XVIII веке и получили наибольшее распространение в XIX в. Нарядные броши для вечерних туалетов обильно украшались драгоценными камнями, самоцветами и гранеными вставками из стали. Для повседневного ношения броши были проще - с миниатюрными мозаичными изображениями из смальты или флорентийской мозаикой. С дневными и повседневными платьями надевали броши и золотые, и даже платиновые, но никогда - сверкающие.
На рубеже XVIII - XIX веков в моду вошли броши с эмалевыми портретами и камеями. Между прочим, камеи хоть и резали в XIX веке, но носить предпочитали античные, которые варварски изымались из подлинных украшений и вставлялись в современные оправы.
В зависимости от крепления броши могут выполнять разные функции. Брошь, в которой в качестве зажима используется клипса-зажим, прищелкивается к воротничку, вырезу платья, к поясу (выполняя при этом роль декоративной пряжки), так и называется - брошь-клипса.
Брошь-кулон имеет ушко для подвешивания или продевания цепочки в добавок к стандартному замку.
Брошь-брелок состоит из двух декоративных элементов, соединенных цепочкой, один из которых крепиться к одежде с помощью булавки, другой при помощи иглы.
Булавка-игла с декоративной головкой.
Одно из самых древних украшений. Известны булавки бронзового века с кольцевидными головками, с различными фигурными навершиями.
Самое простое назначение булавок - скреплять части одежды между собой.
В XVIII - XIX веках получили распространение булавки платяные для галстуков, шляп и булавки в прическу.
Платяными булавками, богато украшенными драгоценными камнями, закалывали декольте платьев и прикреплялись воротники. Булавками с одним ккамнем, эмалевым портретом или камеей закалывали модные в начале XIX века кашемировые шали. Широкополые шляпы носили с длинными булавками из метала, кости или черепахового панциря со стразами и эмалями.
Узлы мужских галстуков закалывали булавками с головками в виде сердца, восьмилепесткового цветка, кисти женской руки, шарика - из жемчуга, опала в золотой оправе и пр. Булавки для галстука декорировались медальонами и камеями.
Бусы
В Европе бусы, как женское украшение, стали восприниматься с XVI века и сначала использовались лишь в особых, торжественных случаях. Как ежедневное украшение бусы начали носить с XVIII века.
А к XIX веку они выходят из моды, о них, даже было, совсем забыли на какое- то время.
Вено́к - (от ст.-слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные.
В античной Греции венками награждали победителей музыкальных и спортивных соревнований. Победителей Пифийских игр награждали венком из лавровых листьев. Уже в V веке до нашей эры венок стал общепринятым символом победы.
В Римской империи венки вручались как награды, например, corona civica (венок из дубовых листьев) за спасение гражданина Рима из жизнеопасного положения или corona muralis в виде зубчатого венца для тех, кто во время осады или штурма первыми ступили на вражескую городскую стену.
Позже стали заменять органический материал на металл, и из венка развилась корона. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, венок часто служил оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением венка как круга, что сближает венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач). Известна языческая традиция — в день Ивана Купала девушки бросали венки в воду и гадали: «тонущий венок — смерть, плывущий — замужество».
Вензель - монограмма.Знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Гемма - (латин. gema - драгоценный камень, жемчужина) общее название разных камей - с выпуклым изображением (камея) и углубленным (инталия).
Геммы известны с древних времен. Первоначальное их употребление носило утилитарный характер - резное изображение или надпись использовали в качестве оттиска, своего рода - печать. При помощи гемм могли скреплять имущественные документы, хозяйственные бумаги, письма и государственные документы.
В Древней Греции геммы носились в качестве перстней, на запястьях, шее или у пояса. Обилие гемм на одежде иногда переходило мыслимые границы: "... эти франты завитые в перстеньках и ониксах были увешаны печатями, как брелоками".
В России геммы появились в XVIII веке и сразу стали предметом увлечения и собирательства. Античные перстни с геммами входили в "Сибирскую коллекцию" Петра I. Екатерина II собирала для Эрмитажа коллекцию "антиков", которая к концу ее правления насчитывала 10 тысяч экземпляров.
Особенно популярны камеи были в начале XIX века, когда ими декорировали все: украшения, посуду, предметы обихода и оружие. Из камей изготавливались парюры. Камеи могли открепляться и и составлять колье, браслеты, т.е. представляли собой - трансформируемые украшения.
Забавно, что резчики камей существовали в XIX веке и их мастерство не уступало древним резчикам, но светские модники предпочитали выковыривать камеи и инатлии из древних украшений и вставлять в свои, нежели заказывать что-то новое. Таким образом, иногда парное украшение - например серьги - могло состоять из камей с разными изображениями.
Гребень - Пластина той или иной формы, плоская и выгнутая, с частыми или редкими зубьями для расчесывания или украшения волос.
Нарядные гребни для бальных причесок в XVIII - начале XIX века делали из золота, серебра, рога, кости, черепаховых панцирей и перламутра. Верхняя часть гребней часто имела вид букета, перьев, сердец и обильно декорировалась драгоценными камнями, жемчугом, камеями или мозаикой.
Диадема - (греч. Διάδημα - повязка с висящими концами)-женское украшение для головы в виде полукороны, хотя в древности, особенно в Риме и Греции, диадемы носились и мужчинами.
Часто они служили признаком принадлежности к царскому роду и родовитость определялась за счет богатства украшения.
Диадемы венчали женский княжеско-боярский головной убор на Руси в XI-XIII веках. Они обычно состояли из семи киотчатых щитков с эмалевыми изображениями языческих и (или) христианских символов. По краям располагались трапецевидные щитки. Русские кокошники XV - XIX веков силуэтом повторяют древние диадемы. Их смысловое содержание - идея неба.
Диадемы как парадное, бальное украшение в виде открытой полукороны, украшенной драгоценными камнями, жемчугом, эмалями, появились в начале XIX века. Иногда они дополнялись эгретками - головным украшением в виде султанчика, пера или ветки. На голове диадема закреплялась при помощи длинных шпилек, как невидимыми, так и декоративно украшенными. Диадемы могли надеваться не только на балы, но и для посещения театров.
Запонка - застежка, вдеваемая в петли манжет или воротника мужской, а иногда и женской, блузы.
В России запонки появились в XVIII веке и обычно представляли собой двойную пуговицу на стержне или цепочке. С первой половины XIX века запонки стали неотъемлемым мужским украшением.
Зажим для галстука-зажимы для фиксации тех или иных элементов одежды (например, шейных платков) были известны с глубокой древности. Прообраз зажима для галстука появился в XIX веке для фиксирования галстука-ленты, но прочно вошел в моду в своем современном виде в 1920-е годы, заменив галстучную булавку.
Карманные часы - специальные часы предназначенные для ношения в часовом кармане жилета или брюк. Как правило имели цепочку для удобного доставания часов и сохранности от потери.
Карманные часы на цепочке появились в XVII веке, когда был изобретён часовой механизм привычных нам размеров, что позволяло уместить его в кармане одежды (а не на шее, как практиковалось ранее) для повседневного ношения.
Основной способ ношения карманных часов на цепочке — это сочетание самих часов с цепочкой и брелоком. Для этого брелок прикрепляют к одному концу цепочки, а сами часы, которые будут размещаться в отдельном кармане на стороне жилета или брюк, противоположной доминирующей руке, — ко второму. Такая специфика объясняется частой необходимостью писать и иметь возможность посматривать на часы, уточняя для себя пройденное время.
Следует заметить, что с изобретением таких часов соответствующим образом была скорректирована и мода — постепенно появляются жилеты со специальным отдельным карманом для таких часов. Характерно, что наиболее распространённой комбинацией стало прикрепление цепочки не просто к брелоку или одежде, а к пуговице жилета таким образом, чтобы брелок оставался на виду и служил в качестве дополнительного украшающего весь костюм аксессуара.
Интересно обратить внимание и на то, что до середины XIX века большинство карманных часов заводилось посредством ключа, который своим квадратным отверстием на время завода соединялся с валом барабана, а в остальное время хранился на цепочке рядом с часами.
Кафф - (англ. cuff— «манжета, обшлаг») — украшение для ушей, которое позволяет украсить не только мочку, но и другие части уха, а также висок, шею и волосы. Примечательной чертой каффов служит то, что многие модели не требуют проколов.
В Алмазном фонде хранятся серьги-каффы 18 века. В то время дужка за ухом использовалась, чтобы не оттягивать мочки тяжеловесными серьгами с десятками драгоценных камней. Знаменитые серьги-вишенки Екатерины II, входившие в венчальный костюм Великих российских княжон, также являются каффами.
Коллар - (англ. collar — ошейник) — это мужское колье, символизирующее власть и те обязательства, которые взял на себя представитель власти перед общественностью.Как правило, состоит из цепи с массивными звеньями и одной (основной) подвески с символичным изображением. Часто коллар используется для ношения или преподнесения какого-либо ордена (в качестве подвески).
По структуре и назначению коллар ближе всего к медали.
Колье - (фр. collier - ожерелье)
Ожерелье с ярко выраженной центральной частью в виде одного или нескольких декоративных элементов.
Само название "колье" появилось в России в XVIII веке, которое употребляли как синоним ожерелья, скорее под влиянием зарубежных ювелиров, работавших в России. Со временем между этими понятиями определилось существенное различие, которое заключается в распределении декоративной нагрузки по всей длине изделия. В ожерелье она относительно равномерна, а в колье почти полностью сосредоточена на центральной части.
Самое популярное украшение из всех, известное с древних времен. Все кольца можно разделить на простые (гладкие) - лишенные выступающих декоративных элементов и кольца с этими самыми элементами. В качестве последних могут выступать и накладки, и касты различной формы. Кольцо с плоской центральной частью, увенчанной драгоценным камнем или просто металлическим щитком, называется - перстнем.
В разное время и в разных странах были свои обычаи на ношения колец. В древнем Риме,к примеру, носили по пять-шесть штук на каждом пальце. В XVII веке в Англии кольца украшали не только пальцы, их пришивали к платьям, носили на шляпах, подвязывали тесьмой к запястьям или шеи.
Кольцо можно считать воплощением сакрального символа солнца, жизни, благоденствия. Четкий завершенный круг.
Кольцо обручальное (венчальное, свадебное) - представляет собой гладкий ободок без украшений. На внутренней стороне было принято выгравировывать имя или инициалы жениха и и невесты.
До X века обручение и венчание было раздельными обрядами. При обручении жених дарил невесте кольцо из золота, серебра или железа (в зависимости от статуса), которое имело в виде украшения щиток с изображением христианского символа (рыба, якорь. птица и др.) и по сути являлось печатью, для скрепления гражданского обряда. Венчание происходило в церкви.
В X-XI веках обручение утратило свое гражданское значение и стало совершаться в храме. В XVI веке обручение кольцами заменялось иногда обручением крестами по обычаю Греческому и Византийскому.
Окончательно соединение обручения и венчания соединилось в XVIII веке (указ Св. Синода от 5 августа 1775 года).
В православном обряде венчания священник после чтения молитв надевает на безымянный палец правой руки жениха золотое кольцо, а на палец невесты - серебряное. Затем жених и невеста трижды обмениваются кольцами в знак "единодушия, согласия и взаимопомощи". В результате, золоте кольцо остается у невесты.
Кольцо для разводов (англ. divorce ring) - гладкое с изломом, разрывом, носиться на месте обручального.
Вдовье кольцо (англ. widow ring) - кольцо со вставкой из оникса или гагата.
Кольцо юбилейное - еще называется кольцом "вечности" и дариться мужем жене к юбилейным датам в подтверждение супружеской любви и преданности. Обычно гладкое кольцо, украшенное мелкими драгоценными камнями.
Копоушка - миниатюрная ложечка с округлой чашечкой и плоским черенком, употреблялась для очистки ушей от серы; являлась неотъемлемой частью набора туалетных принадлежностей.
В России наиболее распространена была в XVIII веке. Копоушку носили на шейной цепочке или подвешивали к браслету, либо подвешивались к набору на шатлен.
Кордельер-(cordeliere),длинная цепь, по большей части золотая, которая свисала с пояса (XVI век), носили и в 1820-х.
Корона-(от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона. Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.
Кулон-ювелирное украшение, надеваемое на шею. Разновидность подвески. Носится на цепочке или шнурке.Со Средними Веками связано возникновение именных кулонов, представляющих собой монограммы, сочетания двух букв или слов исполненные в металле. Кулоны и подвески ювелиры соединяли в целые ожерелья, из которых возникло новое проявление в ювелирном искусстве — изготовление колье.
Медальон-(через нем. mеdаillоn или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.
Своему происхождению медальон обязан Древнему Риму, так там называли круглый диск, который вручали военачальнику во время триумфа. Медальоны известны со средних веков. В те времена обычным содержанием медальона были святые реликвии или же локоны возлюбленных. Медальоны были особо популярны в XVIII-ом и первой половине XIX-го веков, в эпоху романтизма. Их украшали миниатюрами, драгоценными камнями, гравированным и черневым рисунком, сканью, зернью. Медальоны носили на цветной и чёрной ленте, вставляли в браслеты.
Нательный крест - крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом, или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный).
Ожерелье -( старорусск. «горло», «жерло») - это шейное украшение в виде нити с нанизанными на нее разноцветными, возможно, драгоценными камнями, ракушками, жемчугом, косточками и т.д
В России ожерелье появилось в XI веке и поначалу было принадлежностью знати. И только через несколько веков оно приобрело широкое распространение. Интересно отметить, что в те времена ожерельем называлось вовсе не то, что мы привыкли видеть сегодня. Это была обшивка по вороту одежды или сам ворот, украшенный драгоценностями и вышитый золотом. Воротники пристегивались, что позволяло использовать их для различных нарядов. Украшали себя таким образом не только женщины, но и представители сильной половины человечества. Когда в начале XVIII века Петр I своими указами ввел одежду европейского образца, на придворных модниках появились несколько другие украшения, исполняющие роль старинных ожерелий - ривьеры, фермуары, колье и др. Перевод слова «колье» с французского звучит как «ошейник, одетый на шею». Все подобные украшения действительно облегают шею, правда, с разной степенью плотности. В свое время принцесса Дании Александра произвела настоящий фурор впервые появившись в жемчужном колье «собачий воротник». К слову, оно и сегодня пользуется популярностью. В том же XVIII веке женщины носили оборки из кружев, ленточку, бархотку, служащие своеобразным, хоть и не ювелирным, но все же украшением. Во времена готики были распространены ожерелья из цветов, во времена барокко - нити из жемчуга. Еще одна разновидность ожерелий - ривьеры - представляют собой украшения, в которых однородные камни скреплены рядом настолько плотно, что мест соединения практически не видно. Сегодня ривьеры изготавливают очень редко, преимущественно как дорогие вечерние украшения. В том виде, в котором мы привыкли видеть ожерелье сегодня, оно появилось в XIX столетии. В эпоху ампира носят ожерелья из камней. Во второй половине популярными становятся многочисленные ожерелья из жемчуга и бриллиантов. Что касается эпохи романтизма, то здесь были популярны шейные украшения, сплетенные из резных косточек и волос.
Ожерелье-склаваж — нескольно нитей на одном замке.
Парюра - (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.
- малая парюра (полупарюра) — включает 2—3 предмета (брошь, серьги, запонки и т. д.), пригодна для повседневного ношения.
- большая парюра (полная парюра) — может включать до 15 предметов (диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты, кольца, запонки, пуговицы, застёжки, шпильки, аграфы, фермуары, фероньерки и т. д.), надевается в особо торжественных случаях.
Перстень - кольцо с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом.
Массивный перстень с камнем является одним из традиционно мужских ювелирных украшений. Подобные изделия известны с глубокой древности. Они подчеркивали социальный статус владельца. Золотые мужские перстни с инициалами — «печатки» были широко распространены в древности у знати. А в Средние века они являлись признаком дворянского достоинства его владельца.
Плаке́та - (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.
Пластрон - (от фр. plastron – нагрудник) – общее название аксессуаров костюма, закрывающих шею и грудь.
Плюма́ж - (от фр. plumage — «оперение»; фр. plume — «перо») — украшение из перьев на головном уборе, прическе или платье .
Подвеска - ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Пряжка -застёжка для ремней различного вида и устройства.
Пуговица - в широком смысле — небольшой предмет любой формы с отверстиями или ушком для пришивания к одежде. В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнуровку и булавки из шипов растений, кости и других материалов. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (ок. 2800—2600 до н. э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н. э.), а также на бывших территориях Древнего Рима и Древней Греции.
Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры.[3] Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»[4]
Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н. э.[5] Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке.[6] Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.
В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости, они символизировали достаток и высокое положение в обществе.
Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий. Основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а одеваться женщинам приходилось помогать — поэтому пуговицы на женской одежде стали пришивать наоборот, чтобы делать это было сподручнее.
Пуговицы с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши.
Интересно, что вплоть до XIX века пуговица оставалась привилегией мужчин. Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду.
Ривьера - ожерелье из драгоценных камней одинаковой величины, соединенных между собой таким образом, что расстояние между камнями минимальное, а металлические соединения оправы на лицевой стороне практически незаметны. Украшение воспринимается единым сверкающим потоком.
Рясна - древнерусские украшения в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору или ленте-очелью.
Рясны могли являться и самостоятельным украшением.
В XV—XVII веках ряснами называли подвески, составленные из нитей жемчужин и драгоценных камней.
В уборе высших слоёв общества в XIX — начале XX веков рясны использовались в карнавальных костюмах знатных дам. В народном костюме более дешёвым аналогом рясен являлись подвески в форме кистей из нитей, ткани, бисера, прикреплённые к полоске ткани, проходящей под головным убором.
Сантимент - браслет с портретом для левой руки.
Серьги - украшение, носимое в ушах, в которых для этого прокалываются специальные отверстия.
Русское слово «серьга» заимствовано из древнерусского, где оно восходит к тюркскому «syrγa» — «кольцо». Серьги буквально — «ушные подвески в виде кольца».
Сетки для волос - Сетка для волос представляет собой женское украшение, сплетенное из нитей. Изготавливается в форме мешочка или полусферы. Встречались также жемчужные и кружевные сетки, элегантно покрывавшие волосы.
Солитер - бриллиант значительного размера, вставленный в оправу без других камней и без всяких украшений.
Тиара - разновидность украшения для головы, похожая на диадему, надевается в особенно торжественных случаях — невестой на свадьбе или дебютанткой на светском балу.
Фермуар - крупная застежка на каком-либо украшении (ожерелье, браслете), которая может расцениваться как самостоятельное украшение.
Фероньерка - (фр. ferronnière, нем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. Фероньерки известны с эпохи Возрождения.
Фрейлинский шифр - фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем — при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин.
Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови — вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа[
Цитернадель - это экстравагантное, дорогое ювелирное украшение для волос, наподобие шпильки, которое раскачивается при движении, и тем самым привлекает внимание к персоне, модное в XVIII веке. Происходит от немецкого zittern «дрожать, трястись» и Nadel «булавка, шпилька»
Шатленка - украшения к карманным часам, изготовляемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Шатленки состоят из короткой цепочки с замками на концах, с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока).
Шляпная булавка - игла с декоративной головкой.
Шпилька - приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Внешне шпильки похожи на иглу, иногда инкрустированы драгоценными камнями и украшениями, в других случаях почти невидимы после того, как вставлены в волосы. В некоторых культурах шпильки используются как разновидность ювелирных изделий, например, как аксессуары на свадьбах, балах и других мероприятиях.
Эгретка, эгрет, эгретта - (фр. aigrette – «хохол, султан») – украшение для шляп и вечерних причесок. Декором обычно являются вертикально закрепленные перья экзотических птиц (страуса, попугая, цапли, лебедя, павлина и пр.), а основанием — брошь, которая может быть выполнена как из искусственных, так и из драгоценных материалов.
Как вполне традиционное украшение, эгретка впервые упоминается в середине XVIII века.Расцвет моды на эгретки пришелся 1830-е годы. Его связывают с приездом в Петербург персидского принца Хосрева-Мирзы для улаживания отношений в связи с убийством в Тегеране поэта А.С.Грибоедова.
Эспри -от франц . esprit - ум, смысл), украшение из перьев для прически или шляпы. Эспри отличалось от других украшений из перьев своими большими размерами. Делалось из перьев журавля, павлина или фазана. Вошло в европейскую моду в последнее десятилетие 18 в.